Штуттгарт. 18/19 июня болиды 919 Hybrid команды Porsche в третий раз выйдут на старт 24-часовой гонки в Ле-Мане. Молодая команда будет защищать свой титул победителя Ле-Мана – эта классическая гонка во Франции является главной в чемпионате FIA WEC. Одержав в общей сложности 17 побед в общем зачете, Porsche является обладателем рекордного достижения по количеству завоеванных титулов на трассе Сircuit de la Sarthe и лидирует среди производителей и в личном зачете мирового чемпионата 2016 года.
Давление перед стартом невероятно велико. Чтобы справиться с ним, гоночным стратегам в команде Porsche необходимо следить за всем. Причем не только за обоими сложнейшими прототипами под управлением Тимо Бернхарда (Германия), Брендона Хартли (Новая Зеландия) и Марка Уэббера (Австралия) под стартовым номером 1 и его близнецом под стартовым номером 2 под управлением Романа Дюма (Франция), Нила Яни (Швейцария) и Марка Либа (Германия). Необходимо также принимать во внимание множество других факторов.
Действующие лица:
Родившийся в Баварии руководитель команды Андрес Зайдль является стратегом по призванию. Вместе с гоночными инженерами – главным гоночным инженером Стефаном Митасом (Австралия), инженером-стратегом Паскалем Цурлинденом (Франция) и автомобильным инженером Кайлом Уилсоном-Кларком (Великобритания, стартовый номер 1) и Джероми Муром (Австралия, стартовый номер 2) – Зайдль, как в шахматах, планирует оптимальные действия в различных условиях. Однако после старта все решает быстрота реакции. Главное – принять нужное решение в нужный момент.
Фактор 1: заправка
Первый важный фактор, влияющий на планирование гонки, является дистанция между остановками на заправку. Так как в чемпионате WEC регламентированы показатели максимального расхода топлива и энергии на круг, можно понять, когда необходимо заезжать на заправку. Стратеги располагают подобной информацией также и в отношении автомобилей конкурентов. На дистанции Ле-Мана длиной 13,629 км Porsche 919 Hybrid с 62,5 литра топлива способен проехать максимум 14 кругов.
Но в ходе 24-часовой гонки невозможно просто разделить общую дистанцию на эти 14 кругов. Цель заключается в том, чтобы автомобиль пришел к финишу на последних каплях горючего. Ведь чем меньше топлива в баке, тем легче и быстрее автомобиль. Поэтому на какой-то заправке надо будет заливать не полный бак. И очень непросто определить, когда это лучше всего сделать. Если гонка проходит без проблем, то эту короткую остановку на заправку отодвигают к самому концу. В случае изменений погоды или фаз нейтрализации на этом можно сэкономить время и заправиться, например, при замене обычных шин на дождевые. Решение принимается в течение нескольких секунд. В этом специалистам помогает специальная программа моделирования, которую инженер-стратег Цурлинден постоянно подпитывает информацией. Это данные своих автомобилей, результаты отслеживания конкурентов и сведения от метеорологов.
Фактор 2: замена шин
Второй важный параметр для определения стратегии гонки – это надежность шин. Здесь в дело вступают также специалисты компании Michelin. Чем более изношена шина, тем хуже время на круге. Это ухудшение необходимо сопоставить с потерей времени на замену шин в боксах. Шины изнашиваются не равномерно. Иногда всего через несколько кругов резина сильно теряет свои качества, однако потом этот процесс замедляется. Параллельно с каждым кругом автомобиль становится легче – это может положительно сказаться на жизнеспособности шин. Андреас Зайдль называет такие цифры: «В 2015 году в Ле-Мане на одном комплекте шин мы проехали максимум 54 круга. Это означает, что мы три раза заправлялись, не меняя шин. Потеря времени для автомобиля с изношенными шинами по сравнению с автомобилем с новыми шинами составляет около 1,6 секунды на круге. Разница в весе 44 килограмма между полным и пустым баком обуславливает уже двухсекундную разницу во времени».
Темп на трассе и продолжительность остановок имеют решающее значение для достижения максимального результата в 24-часовой гонке. В ходе победной гонки в Ле-Мане в 2015 году команда заправляла каждый автомобиль 30 раз. Включая подъезд к боксам и выезд на трассу, самая быстрая заправка длилась 51,3 секунды, а самый короткий пит-стоп, включая замену водителей и шин, занял 1:13,9 минуты. Гонщики должны выдерживать за рулем столько времени, сколько держатся шины. Остановка только для смены гонщиков означает потерю времени. Но сколько водитель может ехать без потери темпа?
Фактор 3: гонщики
«Все наши гонщики являются настоящими профессионалами и находятся в блестящей форме. Они могут выдержать ночную четырехкратную смену в количестве 54 кругов, - подчеркивает Зайдль. - Однако нам приходится точно учитывать время». Все дело в том, что регламент предписывает определенное минимальное и максимальное время, которое каждый гонщик может провести за рулем. В Ле-Мане каждый пилот должен проехать минимум 6 часов, но не имеет права управлять автомобилем более четырех часов в течение 6 часов, а максимальное разрешенное время на протяжении всей дистанции составляет 14 часов. Обычно с этим проблем не возникает. Но что если у водителя возникнут проблемы с желудком? Это как раз те самые незапланированные ситуации, которые могут повлиять на исход гонки. Зайдль говорит: «Мы стараемся дать водителям оптимальное время для отдыха, но при этом хотим до самого конца сохранять максимальную гибкость». Руководитель команды, гоночные инженеры и гонщики обсуждают, кто и когда сядет за руль. Начало гонки часто сопровождается яростной борьбой, в которой необходимо сохранять холодную голову. Есть длительные смены ночью, и есть почетная задача привести автомобиль к финишу. Зайдль добавляет: «Мы стараемся оптимально использовать возможности каждого гонщика и быть справедливыми, так как настроение в команде также влияет на результат».
Фактор 4: повреждения
Вне зависимости от сюрпризов, которые может приготовить гонка, прояснить ситуацию помогает программа моделирования. Команда может в любой момент понять, что будет при дальнейшем нормальном прохождении гонки и получает от компьютера ценные советы по действиям в неожиданных ситуациях. Например, не стоит ли провести пит-стоп, если на трассу выпущен автомобиль безопасности. Программа рассчитывает также стратегические последствия возможной остановки на ремонт. Если произошел контакт с соперником, телеметрия сразу же проверяет давление в шинах и показатели аэродинамики, водитель сообщает свою информацию по радиосвязи. Но разглядеть повреждения не может ни он, ни гоночные инженеры у трассы, когда болид пролетает мимо них на скорости более 200 км/ч. Это происходит на мониторах в специальном помещении (так называемом «Battle Room»), где также сидит Цурлинден. Иногда только замедленный повтор позволяет понять, что автомобиль следует возвращать в боксы.
Фактор 5: команда на пит-стопах
Команда механиков на пит-стопе всегда готова к заезду автомобиля. И она работает быстро: в 2015 году общее время, которое три Porsche 919 Hybrid провели на пит-стопе в ходе 24-часовой гонки в Ле-Мане, включая время на подъезд и выезд на трассу, составило 95 минут и 36 секунд. Аналогичный показатель команды, также имевшей три болида и занявшей второе место, составил 130 минут.
Руководитель команды Амьель Линдсей (Новая Зеландия) говорит, что дело здесь в «некоторой практике». Но это, конечно, далеко не все. Одна только «хореография» на пит-стопах является целой наукой. Ведь в отличие от Формулы-1 в WEC у автомобиля может работать только ограниченное количество механиков. А это серьезно усложняет работу. В 2016 году регламент стал еще более жестким. Детали разъясняются на 11 страницах. Например, заправку могут производить только два человека, автомобиль при этом должен стоять на колесах, шины можно менять только после заправки, при этом с автомобилем могут работать не более четырех механиков с одним гайковертом и т.д. – разумеется, не забыты и соответствующие штрафы за нарушения регламента. Линдсей определяет, какой шаг и какой прием следует использовать, а также кем занять соответствующие позиции. Затем начинаются «сухие тренировки» в мастерской. За сезон там производится более 250 пит-стопов. Плюс тренировки в ходе тестовых заездов и в гоночные уикенды. Диск с шиной весит 19,9 кг. Механики должны быть сильными, быстрыми и выносливыми. На них тоже выпадает невероятно высокая нагрузка.
Расход топлива, износ шин, простота обслуживания и работа на пит-стопах: многое поддается расчету, кое-что можно попробовать, кое-что натренировать. Но никогда стратеги не смогут предсказать, что произойдет в ходе 24-часовой гонки. Или как это формулирует заводской пилот Porsche Марк Уэббер: «Ле-Ман жесток. Прежде чем начинать думать о соперниках, нужно сначала победить саму гонку».
Примечание: фото- и видеоматериалы по программе LMP-1 доступны для скачивания всем аккредитованным журналистам в базе данных Porsche для прессы, расположенной по адресу https://presse.porsche.de. В твиттере @Porsche_Team Вы всегда сможете найти самую последнюю информацию, фотографии и видеоролики с гоночных трасс по всему миру. Журналисты могут получить доступ к медиа-гиду Porsche по адресу https://presse.porsche.de/motorsport. Отдел коммуникаций Porsche также предоставляет новый сервис для журналистов, блоггеров и онлайн-изданий, доступный по адресу www.newsroom.porsche.com. Видео-новости выложены на www.vimeo.com/porschenewsroom